Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ручеёк» с.Лозное Чернянского района Белгородской области»(далее Программа) является образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (далее – ФОП ДО), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) (далее – ФГОС ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г, 8 ноября 2022 г.;
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
- Постановление правительства Белгородской области «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области» от 30 декабря 2013 года № 528-пп (с изменениями на 30 декабря 2021 года).
- Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ручеёк» с Лозное Чернянского района Белгородской области».
Программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ручеёк» с Лозное Чернянского района Белгородской области» позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования (далее – ДО), осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения Программа.
Программа предусматривает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции МБДОУ «Ручеёк»; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива МБДОУ «Ручеёк» в целом.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены на основании выбора участниками образовательных отношений программы, методы и технологии, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее - парциальные программы).
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит Программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в МБДОУ «Ручеёк» материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
Программа предоставляет право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Программа предполагает интеграцию обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных в ФГОС ДО.
Реализация Программы создает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Современные дети чуть ли не с пелёнок попадают в мир цифровых тех нологий. Как никогда в наше время перед обществом встала проблема сде лать использование гаджетов безопасным и полезным. Не секрет, что не правильное обращение с планшетами, телефонами, компьютерами приве ло к тому, что дети стали более замкнутыми, менее общительными, их мышление приобрело более «клиповый» характер, им трудно читать и понимать длинные тексты. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо как можно раньше приучать детей к правильному потреблению цифрового продукта.
Проблема воспитания цифровой культуры вышла на общегосударствен ный уровень. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федера ции на период до 2025 года «расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов» указано как один из четырёх основных ин струментов развития социальных институтов воспитания[1]. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматри вает:
— создание условий, методов и технологий для использования возможно стей информационных ресурсов, в первую очередь информационноте лекоммуникационной сети «Интернет», в целях воспитания и социали зации детей;
— информационное организационнометодическое оснащение воспита тельной деятельности в соответствии с современными требованиями;
— содействие популяризации в информационном пространстве традици онных российских культурных, в том числе эстетических, нравствен ных и семейных, ценностей и норм поведения;
— воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
— обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию[2].
Следует показать ребёнку, что цифровой продукт может быть не только развлечением, но и нескучным средством активного познания мира и ин
струментом для творчества. Эта идея отражена в Федеральной образова тельной программе дошкольного образования (далее — ФОП ДО), где раз витие «умения применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования» отмечено как одна из задач образовательной деятельности детей 6—7 лет[3].
Если раньше достаточно было давать детям предметные знания и фор мировать соответствующие умения, то сегодня на первый план выходит задача формирования и развития универсальных компетенций, которые позволят ребёнку успешно заниматься любыми видами деятельности.
В связи с этим среди основных задач образовательной деятельности в ФОП ДО названы:
— расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познава тельноисследовательской деятельности, избирательность познаватель ных интересов;
— развивать у детей умения включаться в коллективное исследование, об суждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действи ях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять со вместные результаты познания2.
Программа «Развитие логического и алгоритмического мышления де тей 6—7 лет» (далее — Программа) разработана на основании статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[4] и в со ответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО)[5] и ФОП ДО. Программа на правлена на формирование и развитие логического и алгоритмического мышления у детей 6—7 лет с помощью цифровых средств. В процессе обучения дети непосредственно работают с планшетами, используя их для создания элементарных программ. Программа способствует адаптации де тей к современному обществу и закладывает предпосылки профессиональ ной ориентации. При этом Программа прошла успешную апробацию, так как учтены возрастные особенности развития старших дошкольников.
[1] Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р «Об утвержде нии Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», раздел III, п. 1.
[2] Там же.
[3] Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», п. 1.2. 2 Там же.
[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Россий ской Федерации».
[5] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стан дарта дошкольного образования».
Парциальной программы
«Тропинка в экономику» (А.Д. Шатова)
Информационное сопровождение программы
Информационное сопровождение программы содержит методическое пособие для воспитателя. В методическом пособии содержится информационное обеспечение для реализации программы воспитателями, специализированные консультации для родителей и педагогов.
Материально-техническое сопровождение программы
Для реализации программы используется оборудование для сюжетно-ролевых игр, «банкоматы», «деньги» и т.д.
Методическое обеспечение программы
ШАТОВА А.Д.
Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет
Парциальной программы дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») Л.В. Серых, Г.А. Репринцева представлен следующими разделами:
Информационное сопровождение программы
Информационное сопровождение программы содержит электронное методическое пособие для воспитателя и рабочую тетрадь для дошкольников. В электронном методическом пособии содержится информационное обеспечение для реализации программы воспитателями, специализированные консультации для родителей и педагогов. Рабочая тетрадь разработана с учетом возрастных особенностей и интересов детей, включает задания и упражнения для развития познавательного интереса, ситуационные задачи сравнения, анализа, синтеза.
Материально-техническое сопровождение программы
Для реализации программы используется оборудование для сюжетно-ролевых игр, дидактические куклы Белогор и Белогорочка.
Методическое обеспечение программы
Серых Л.В. Планирование образовательной деятельности по программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: методическое пособие / Л.В. Серых, Г.А. Махова, Е.А. Мережко, Ю.Н. Наседкина. – Белгород: ООО» Эпицентр», 2018. – 252с.